Лига Справедливости Зака Снайдера: гайд по пасхалкам

Попробуем разобраться во всех отсылках автора.

Наконец мы можем познакомиться с видением Лиги Справедливости Зака Снайдера — фильм уже вышел в свет, транслируется на HBO Max по миру и на Кинопоиске в России. Четыре часа многогранного и основательного исследования режиссёром истории DC. Снайдеркат вышел даже более насыщенным, чем официальный релиз, и выстраивает мир Расширенной вселенной (DCEU) новыми и неожиданными путями.

В этой версии нет дефицита в пасхалках к комиксам и старым фильмам DC. Это потрясающее блюдо, которым определённо должны насладиться поклонники супергероики DC.

В материале мы постарались найти и разобрать все отсылки. Будьте осторожны: спойлеры!

История

Несмотря на то, что Лига Справедливости существует с 1960 года (первое появление было в комиксе Brave and the Bold, №28), общие черты фильм унаследовал от другой серии, Justice League: Origin 2011 года (которая адаптирована как мультфильм «Лига Справедливости: Война»). «Начало» обновило первоначальный состав для нового поколения: злодеем комикса стал Дарксайд, а не Степпенвулф; однако орды парадемонов, Материнские кубы и происхождение Киборга посредством технологий Четвёртого Мира — всё это вытекает из серии «Начала».

Однако Степной Волк мелькал и в актуальной истории. Персонаж, визуально похожий на него, появился на Земле-2, что показало нам реальную силу атаки Дарксайда, охватившего мультивселенную. И его подчинённый Степпенвулф опустошил другую Землю, убив сильнейших героев. Таким образом, мы встречаемся с двумя важными факторами, повлиявшими на комиксы.

На протяжении событий киноленты Степпенвулф пытается достичь единства трёх Материнских кубов, что не имеет никакого отношения к происходящему в комиксах. По сути задача Волка имеет больше общего с сагой «Властелин колец», чем с произведениями Джека Кирби, поскольку магические технологии, по лору, распределялись среди разных рас, чтобы исключить попадание в плохие руки.

Аквамен

- Из всех персонажей кажется, что именно Аквамен больше остальных несёт на себе отпечаток Зака Снайдера. Это заметно в его глазах, которые значительно «очеловечились» в сравнении с сольным фильмом.

- Изначально снайдеровское видение Аквамена было более суровым, чем ванильное подводное фэнтези, которое показал нам Джеймс Ван. Жуткий «гимн», который женщины поют в честь отъезда Артура, — это пугающее напоминание о том, как относятся к героям в этом мире.

- Когда Аквамен возвращается в Атлантиду, мы видим знакомого осьминога. Возможно это Топо — закадычный друг Артура, прославившийся своими музыкальными навыками в комиксах?

- Вулко в исполнении Уиллема Дефо выглядит менее доброжелательно, чем в ленте Вана. Примечательно, что он называет Артура «королём, который станет человеком» — инверсией на «человека, который станет королём» и подколкой в адрес Артура за то, что тот не хочет занять своё законное место на престоле Атлантиды.

- Мера и другие атланты говорят с английским акцентом, чего не было заметно в фильме «Аквамен». Эта традиция — заставлять инопланетные расы говорить с английским акцентом в фильмах про супергероев — широко известна благодаря населению Криптона из фильма «Супермен: Фильм» Ричарда Доннера.

- Как и в произведении Джеймса Вана, атланты не говорят здесь под водой, а создают пузыри воздуха, в которых общаются.

- Когда Артур исчезает в волнах, звучит песня Ника Кейва «There is a Kingdom».

- Аквамен, пронзающий двух парадемонов своим трезубцем, напоминает о моменте из комикса «Лига Справедливости: Начало».

- Возможно, Аквамен — первый человек, который назвал Брюса «Бэтменом» в DCEU? В «Бэтмене против Супермена» можно было услышать только «Мышь» или «Летучая мышь Готэма».

Бэтмен

- При первой встрече Брюса Уэйна в поисках таинственного Артура Карри, мы видим его верхом на чёрном коне. Эта сцена очень похожа на стрипы классических новелл Фрэнка Миллера, Клаусса Янсона и Линн Варли «Возвращение Тёмного рыцаря». 

- Присмотревшись, можно заметить код 201 на визитной карточке Брюса. Это в очередной раз подтверждает, что Готэм-сити находится на стороне Нью-Джерси.

- Этот фильм, как и «Бэтмен против Супермена», напоминает нам, что Бэтмен ведёт свою активную "деятельность" уже 20 лет. Это ещё одна отсылка на видение персонажа в «Возвращении Тёмного рыцаря», где он уже матёрый и опытный борец с преступностью.

- Шутка Альфреда Пенниворта о «человеке, который зависает в пещере»  и момент, когда он контролирует Диану, пока та заваривает чай — это проявление классического видения данного персонажа.

- Брюс говорит Альфреду, что он «дал ему [Супермену] обещание на его могиле». Как мы знаем, если Уэйн клянётся на могиле, то к этому обещанию относится очень серьёзно.

- Вскользь мы знакомимся с Кобна Холбрук-Смитом в роли Криспа Аллена, пока тот разговаривает с Джимом Гордоном в исполнении Дж. К. Симмонса. До этого детектив Аллен был на втором плане в сериале Gotham Central. Cогласно комиксам, Крисп стал новым хозяином для Призрака (Спектра), после того, как его убил коллега, что намекает на его будущее в DCEU.

- В фильме Барри недоверчиво спрашивает Брюса: «У тебя есть искусственный спутник?», на что Уэйн спокойно отвечает: «У меня их шесть». Эта фраза вполне в духе Бэтмена Гранта Моррисона (у его мыши есть даже летающая тарелка).

- Во время масштабной финальной битвы есть потрясающий кадр Бэтмена, отсылающийся на его первое появление в Detective Comics №27.

- Также, в фильме есть довольно чёткое изображение бэт-танка — прямая отсылка на Dark Knight Returns.

Киборг

- В предыстории персонажа мы узнаём, что Виктор, ещё будучи человеком, был интеллектуальным гением. В комиксах тоже такое было, но из-за Сайласа и Элеоноры Стоун, которые экспериментировали над своим сыном.

- Происхождение Киборга в этом фильме не связано ни с классическим его появлением, ни с версией The New 52 (хотя, большая часть всех событий вдохновлена именно этой историей). В этих версиях Киборг появляется после инцидентов с межпространственной энергией или материнской коробкой.

- Помните, как зовут декана университета Готэма? Использование его имени и регалий похоже на игру слов «Dean (декан) Stanton», что можно принять как трогательный трибьют актёру Гарри Дину Стэнтону.

- Во время матча регби можно заметить, что табло для Gotham City University было построено Корпорацией Уэйна.

- Может быть совпадением, но Киборг спас из финансовой ямы девушку под именем «Линда С. Рид». В комиксах Линда Рид была недолговечным персонажем «Зелёной Стрелы».

- Поскольку Виктор Стоун — это персонаж «Юных Титанов», а он и Барри на данный момент самые молодые члены Лиги, то возможно, что их истории будут связаны.

Флэш

- Когда мы впервые встречаемся с Барри Алленом, он опаздывает на собеседование. Это не просто шутка из разряда «О, самый быстрый из людей на Земле на самом деле такой медленный», это в сама суть персонажа. Привычные опоздания Барри были заложены в персонаже ещё в его первом появлении в комиксах (Showcase №4).

- Занимательно, что образ Барри в DCEU сформирован на Уолли Уэсте из анимационной версии DC. Он менее опытный, более молодой и весёлый, чем вся команда. Но более конкретный референс на Уолли — это потребность Барри потреблять огромное количество калорий, чтобы функционировать. Эта особенность стала уникальной для Уолли среди всех Флэшей.

- Это кадр с Билли Крудапом в роли Генри Аллена (к сожалению, актёр не будет повторять свою роль в фильме «Флэш» Энди Мускетти). Сцена с «руками на стекле» уже была на телевидении между персонажами Гранта Гастина и Джона Уэсли ("Флэш», 2014). Также фраза отца Барри, что он «должен создать своё собственное будущее» ссылается на события серии комиксов Flashpoint.

- Барри вскользь заметил, что свободно говорит на языке жестов горилл. Возможно, этот навык не такой бесполезный, как может показаться, поскольку в будущем он может столкнуться с расой сверхразумных горилл, которые основали свою цивилизацию...

Горилла-сити в выпуске Флэша №106, 1959 год
Горилла-сити в выпуске Флэша №106, 1959 год

- Мы можем заметить на Барри футболку с надписью «Black Freighter/Чёрная шхуна». Прямо как в пиратской истории, основанной на комиксах «Хранители». 

- Если приглядеться к столу в логове Барри, то можно заметить фотографию Никола Теслы, что неудивительно учитывая "искрящую" эстетику Флэша.

- Ещё одна очень забавная деталь в его штабе: на одном из экранов транслируется серия «Рика и Морти», где накачанные Рик и Саммер выбивают дурь из плохих парней.

Айрис Уэст

- Кстати о Showcase №4. Эпизод, в котором Барри движется на суперскоростях, и на уровне его лица замерли сосиски, — ещё одна отсылка на комиксы, ведь в Showcase одним из его первых случаев использования силы был момент, когда он поймал еду с подноса, прежде, чем официантка что-то поняла.

- Грузовик, который чуть не сбил Айрис, принадлежит компании Gard'ner Fox, что определённо отсылка к сценаристу классики Флэша — Гарднеру Фоксу.

- Вы можете заметить газеты The Central City Tribune. Похоже, что Айрис Уэст - журналистка из комиксов.

Супермен

- Музыкальное сопровождение печали Лоис Лейн — это трек Distant Sky, в котором есть строка «They told us our gods would outlive us» — «Говорят, наши боги нас переживут», что отражает путь Супера и Лоис.

- Сгенерированное Материнской коробкой изображение летящего Супермена — это классическая его поза. Очень красивый кадр, будто оживший из-под пера Курта Свона и Мёрфи Андерсона.

- В ключевые моменты про Супермена вы можете услышать композиции Ханса Циммера из фильма «Человек из стали».

- Кларк Кент был похоронен в классическом тёмно-синем деловом костюме, с красным галстуком и в чёрных туфлях. Именно эту одежду носил Кларк в комиксах практически всегда с 1938 по 1986 год. 

- То, что творит Супер после возрождения, — это, мягко говоря, не очень хорошо. Однако эта сцена необходима картине. Во-первых, мы видим, насколько он стал сильнее, несмотря на смерть. Во-вторых — его дезориентация и чистая ярость — намёк на то, как в комиксах и анимационных фильмах случалось, что Суперменом манипулировал Дарксайд.

- Кларк, приходящий в чувство, в поле перед своим домом в Смоллвилле, кажется полностью противоположным самому себе, покинувшему родительский дом в ленте «Супермен» (1978 г.). В обеих сценах он одет в ту же фланелевую рубашку.

- Когда Кларк завершает своё путешествие и возвращается к роли обновлённого Супермена, мы слышим голоса обоих его отцов: как Джор-Эла, так и Джонатана Кента. Это ещё один референс в сторону Супермена Ричарда Доннера, когда Кал-Эл руководствовался голосом и духом своего криптонского отца, впервые надевая костюм.

- Чёрно-серебристый костюм в комиксах способствовал регенерации Супера и был предназначен обуздать солнечную радиацию в клетках хозяина. Неясно, несёт ли здесь он этот функционал.

- Небольшая деталь о ферме: она была лишена банком права выкупа, и через дорогу от неё уже строится пригородное серийное жильё.

- Марк МакКлюр, сыгравший Джимми Олсена в фильмах Доннера, также играл охранника в тюрьме Айрон Хайтс в прокатной версии киноленты, но в версии Снайдера он уже полицейский, охраняющий мемориал в Метрополисе.

- И финальный кадр с Суперменом: Кларк Кент замечает угрозу и, как в классике, разрывает на себе рубашку. Этот культовый жест прошёл через всю историю персонажа. 

Чудо-женщина

- Конечно, статуя, на которой стоит Чудо-женщина, — это сама Фемида, богиня правосудия (справедливости).

- Белое платье Дианы, в котором она работает над реставрацией в студии, отдалённо напоминает её «годы моды» в конце 1960-х, когда она ненадолго отказалась от своего обычного костюма в пользу более удобных вещей.

- В штабе Бэтмена Диана одета в стильный чёрный костюм, который напоминает усыпанный звёздами наряд Донны Трой.

- В разговоре с Акваменом она упоминает, что когда-то Атлантида и Темискира воевали в прошлом. Прямое повествование этих событий было во Flashpoint.

- Интересный момент: когда Степной Волк говорит Чудо-женщине, что в её жилах течёт «кровь старых богов». Во время создания Новых Богов и Четвёртого мира Джек Кирби всё ещё работал на Марвел. Изначально предполагалось, что в Асгарде из комикса «Тор» случился Рагнарёк, все умерли, и на его месте установились Новые Боги. Это единственная фраза, связывающая мифологию Дианы с космическими Новыми Богами DCEU.

Райан Чой

- В этой ленте мы знакомимся с новым героем — Райаном Чоем из STAR Labs в исполнении Чжэн Кая. В этом фильме даже не намекают, что Чой стал наследником Атома, Рея Палмера, но это было в комиксах.

- В финале Райана назначают на новую должность, что почти определяет его будущее как героя.

Зелёный Фонарь

Хотя ни один Фонарь не остаётся живым надолго, но мы встречаем несколько упоминаний о Корпусе.

- Член Корпуса Зелёных Фонарей, которого мы видим во флешбэке эпической битвы, — это Ялан Гур, персонаж, который лишь пару раз встречается в комиксах. Гур действительно был Зелёным Фонарём космического сектора 2814 (Земля находится в нём) примерно в то время, когда состоялось это побоище.

- Во время пророческого видения, когда Дарксайд получил Уравнение анти-жизни, можно заметить ещё одного Зелёного Фонаря среди обломков разрушенного города. Это мог быть сержант и тренер Корпуса, а также любимец поклонников серии, — Киловог. Это второе его появление, если считать не самый лучший фильм «Зелёный фонарь» 2011 года.

Дарксайд

- Степпенвульф заявляет амазонкам, что «пришёл просветить вас в Великую Тьму». Великая Тьма — это не только сам Дарксайд, но и отсылка на последнюю историю Легиона Супергероев, «Сагу о великой Тьме» Пола Левитца и Кейта Гиффена.

- Когда Дарксайд бьёт своим топором по Земле, он создаёт адские костры из его мира Апокалипса.

- Интересный контраст создаёт Дарксайд, борясь со «старыми богами» Земли — Зевсом, Аресом и т.д., учитывая, что сам он представляет мифологию «Новых богов» DC.

- Возможно, что третья фигура, которую мы видим, помимо ДеСаада и Дарксайда, — это Бабушка Гуднесс, глава армии Апокалипсиса (и злодейка, которая тренировала и травмировала героев Большая Барда и Мистера Чудо).

Материнские коробки

- Материнские коробки часто используются для вызова Бум-труб, основного средства передвижения Новых Богов. На протяжении четырёх часов мы видим, что они часто используются. Поклонники супергероики 1980-х годов, возможно, помнят, что в Super Friends: Galactic Guardians эти трубы назывались звёздными воротами.

ДеСаад

ДеСаад — главный советник и палач Дарксайда. Как и все другие примечательные персонажи Четвёртого мира в этой киноленте он был создан легендарным Джеком Кирби. Впервые этот мучитель появился в Forever People №2 в 1971 году.

Степпенвульф/Степной Волк

- Степпенвульф — первый персонаж Джека Кирби, который появился в фильме DC. Исходя из событий этой киноленты, со Степным Волком вряд ли получится длинная история, но даже в комиксах он не был самым примечательным среди творений Кирби. Интересен также факт, что в комиксах Степпенвульф был дядей Дарксайда и ответственен за войну между Апокалипсом и Новым Генезисом, но здесь он оказывается его племянником.

- Из всех источников эта версия злодея кажется похожей больше всего на комиксы The New 52.

- Странный паукообразный организм, который Степпенвульф использует для пыток людей и выведывания информации, очень похож на Старро, первого злодея, с которым Лига Справедливости сражалась в комиксах.

Марсианский охотник

- Наконец-то мы получили первое и давно обещанное появление Марсианского Охотника в фильме, который, как оказалось, был замаскирован под генерала Суонвика всё это время!

- Охотник говорит, что у него много имён, но не упоминает ни одно из них. В этом нет никакого смысла, ведь он может представиться по своему марсианскому имени: Дж'онн Дж'оннз. У него также есть альтер-эго детектива Джона Джонсона (не встречается в фильмах), ну и как мы видели в самой ленте, альтер-эго генерала Суонвика.

- Пока не очень ясно, присоединился ли Марсианский Охотник официально к Лиге Справедливости здесь, но его присутствие уже намекает на «объединение семёрки».

Детстроук

В этом фильме мы получаем немного больше контента со Слейдом Уилсоном (в исполнении Джо Манганьелло), чем в театральной версии.

- В предыдущей версии Лекс призвал Детстроука, чтобы начать собирать команду суперзлодеев — Легион Смерти. Но в этом случае он сдаёт Слейду реальную личность Бэтмена. Может быть, это станет катализатором становления Детстроука как злодея в сольном фильме Бэтмена?

- Вновь мы видим его в эпилоге, где Слейд присоединился к группе борцов за свободу под предводительством Бэтмена.

Джокер

Да, да, вам не показалось, это действительно Джаред Лето в качестве Джокера. Появляется впервые в этой роли после его неоднозначного исполнения в «Отряде самоубийц».

- Получается, что кошмары Тёмного рыцаря (Knightmare) из «Бэтмен против Супермена» не были видением об этом фильме. Скорее, о Лиге Справедливости 2, которую мы никогда не увидим.

- Похоже, что в недалёком будущем армии Дарксайда прибыли на Землю, и он либо в поисках, либо уже нашёл Уравнение анти-жизни, убив Лоис Лейн и обратив Супермена к тёмной стороне, оставив разрозненную банду героев и злодеев пытаться всё это исправить.

- Смерть Лоис Лейн от рук злодея превращает Супермена в маньяка, что похоже на события сюжетной видеоигры Injustice.

- Джокер также намекает, что убил Робина. Снайдер намекал, что именно этот упомянутый мёртвый Робин на самом деле был Диком Грейсоном (следовательно, Найтвинга в DCEU не было).

- Сама идея союза Бэтмена и Джокера не несёт какого-либо смысла в комиксах, но в пост-апокалиптическом сеттинге, где Джокер выполняет своего рода роль правдоруба для Бэтмена, напоминает события графического романа Скотта Снайдера и Грега Капулло «Бэтмен: Последний рыцарь на Земле».

Лекс Лютор

- Когда мы видим Лекса на яхте, его эпатажный наряд очень напоминает то, как одевался Лютор Джина Хэкмана в фильмах о Супермене 1970-1980 годов.

Лекс Лютор справа от Супермена
Лекс Лютор справа от Супермена

Разное

- Брюс возвращается в полуразрушенное родовое поместье Уэйнов, возможно, намереваясь превратить его в штаб-квартиру Лиги справедливости. Размещение большого круглого стола несёт в себе больше атмосферы Общества Справедливости Америки, но быть может, это лишь совпадение. 

- В Daily Planet есть заголовок «Банк безопасности Манхэттена выбрал нового Архитектора». Это референс к персонажу Говарда Рорка, главного героя «Источник» Айн Рэнд, любимого романа Снайдера, который он хотел когда-то экранизировать. В этой книге Рорк — архитектор, который работает над «Банком безопасности Манхэттена».

- Это не единственный референс на Айн Рэнд: рыболовное судно, с которого Аквамен спасает человека, называется Cortlandt в честь жилого комплекса в «Источнике».

- Место, где Лоис берёт кофе, — это «Кофе Фреда и Джинджер» как Фред Астер и Джинджер Роджерс, известное танцевальное ретро-дуо. Также, если вы приглядитесь к окну кофейни, когда она уходит, вы сможете заметить человека в жилетке. 

- Уборщика из STAR Labs, которого схватили парадемоны, судя по всему, зовут Хауи Дженсен. Одно из имён Паразита (злодея Супермена), который скрывался однажды под личиной уборщика лаборатории, было Раймонд Дженсен.

- Когда Брюс направляется в аэропорт Централ-сити, по пути можно заметить щит Американского фонда предотвращения самоубийств, на котором написано «Ты не одинок», что можно расценивать как отражение социальной деятельности Снайдера.

{{ commentsCountText }}